Применение масла для уменьшения волнения
Во всех случаях производства работ у гидросамолета на волне рекомендуется выпускать масло для успокоения волнения.
Многолетняя практика показала, что масло представляет собой прекрасное средство для сглаживания верхушек волн при сильном волнении. Масло имеет свойство распространяться по воде с большой быстротой, образуя тонкий масляный слой на поверхности воды. Толщина этого слоя чрезвычайно мала, и небольшого количества масла совершенно достаточно, чтобы покрыть слоем очень большую поверхность.
Следует указать, что в открытом море действие масла более заметно, особенно на больших глубинах, когда волны образуются исключительно под действием ветра, чем на мелководье и особенно на прибое, когда действие его почти что сводится к нулю.
Правильное использование указанного выше свойства масла состоит в том, чтобы со стороны, откуда идет волнение, распространить вокруг гидросамолета возможно широкое масляное поле. Количество вылитого масла не усиливает его действия, оно отражается лишь на величине покрытой поверхности; важно только, чтобы оно распространялось непрерывно, ибо гидросамолет, благодаря дрейфу, будет выходить из окружающего его масленого поля. Если масло будет выливаться по каплям, то и этого уже будет достаточно для распространения его по воде.
Лучше других действуют животные масла, затем растительные и, наконец, минеральные. Смесь минерального масла с касторкой вполне пригодна для этой цели, но в холодное время года его нужно разбавлять бензином для разжижения.
Простейший масленый успокоитель можно сделать из свертка пакли, пропитанного маслом, завязанного в носовой платок и подвешенного к форштевню лодки, второй же пакет можно подвесить к хвостовому оперению. Стекающее масло по каплям будет падать в воду и таким образом создаст вокруг гидросамолета зону спокойной воды. Если нет пакли, то можімо взять ветошь или набивку сидений.
Если волна бортовая, то рекомендуется мешочек с масленой паклей подвесить к тому крылу, откуда идет волна.
При буксировке буксирующий корабль вывешивает мешки с маслом с двух сторон форштевня и с крыльев мостика; тогда зона спокойной воды образуется около кормы корабля, т. е. как раз вокруг буксируемого гидросамолета.
Когда судно подходит к гидросамолету, чтобы взять его на буксир, то, проходя мимо него с наветренной стороны, оно должно лить на воду масло, чтобы создать возможно большее спокойное поле между собой и гидросамолетом.
Если гидросамолет несет на берег или на мелководье, то с носа и кормы нужно выпустить масленые мешки и, кроме того, бросить вперед, насколько возможно дальше, бутылку или банку с маслом; бутылка утонет, масло же всплывет и образует впереди гидросамолета в линии прибоя относительно спокойную поверхность, дав возможность гидросамолету достигнуть берега, быть может, с меньшими повреждениями.
На кораблях могут применяться мешки длиной до 0,5 м и шириной 15—20 см, сшитые из неплотного материала или из парусины с отверстиями для выхода масла; чем гуще применяемое масло, тем тоньше должен быть материал мешка.
Мешки заполняются пропитанной маслом паклей, которую не следует набивать туго; они доливаются еще маслом и натуго затягиваются. Длина концов, на которых висят мешки, должна быть такой, чтобы последние находились близко от поверхности воды и при качке попадали в воду.
Благодаря ветру и волнам капли масла будут широко разбрасываться по воде, что несравненно выгоднее, чем если бы мешки, находясь в воде, буксировались судном; давление воды сильно затрудняло бы в последнем случае просачивание масла.
Приложение I
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРОЧНОСТИ КАБОЛКИ
Длина в ле |
Крепость каболки в кг |
|
Трос бельный тросовой работы…………………………………… |
1,8 |
68 |
я „ кабельной работы………………………………………………… |
1,8 |
61 |
Трое смоленый тросовой работы…………………………………. |
1,8 |
61,4 |
я,, кабельной работы……………………………………………….. |
1,8 |
57,3 |
Приложение 11 ТАБЛИЦА РАЗРЫВНЫХ УСИЛИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРОСОВ
|
Приложение lit
ТАБЛИЦІ ВЕСА И РАЗРЫВНЫХ УСИЛИЙ ПЕНЬКОВЫХ
СМОЛЕНЫХ КАНАТОВ
Размеры по окружности |
Тросовые |
Кабельные (отворотные) |
||||||||
трехпрядные |
четырехпрядйые |
девяти Прядиые |
двенадцатипрядпые |
|||||||
3 * и |
И rt Я а к и |
приблизитель — ныи вес 100 м каната в кг |
, разрывное 1 усилие в кг |
[ приблизительный вес 100 м каната в кг |
разрывное усилие в кг |
| приблизнтель — | ный вес 100 м і каната в кг |
—————- разрывное усилие в кг |
приблизительный вес 100 м каната в кг |
разрывное усилие в кг |
|
20 |
зл |
3,4 |
192 |
3,3 |
160 |
— |
— |
— |
— |
|
26 |
і |
5,5 |
384 |
5,3 |
310 |
— |
— |
, — |
— |
|
32 |
і’Л |
9,0 |
555 |
8,7 |
450 |
— |
— |
— |
— |
|
38 |
17а |
13,5 |
890 |
13,0 |
740 |
— |
— |
— |
— |
|
44 |
174 |
17,0 |
1100 |
16,5 |
910 |
— |
— |
— |
— |
|
50 |
2 |
23,5 |
1550 |
25,5 |
1 290 |
— |
— |
— |
— |
|
63 |
2’/3 |
36,0 |
2 350 |
34,5 |
1 950 |
— |
— |
— |
— |
|
76 |
3 |
51,5 |
3 300 |
50,0 |
2 800 |
— |
— |
— |
— |
|
89 |
37 а |
71,0 |
4 550 |
68,5 |
,* 3 800 |
— |
— |
— |
— |
|
102 |
4 |
92,0 |
5 950 |
88 |
4 900 |
90 |
4 700 |
86 |
3 900 |
|
Hl5 |
472 |
115 |
7 400 |
111 |
6100 |
105 |
5 600 |
10(0 |
4 600 |
|
128 |
5 |
144 |
9 250 |
139 |
7 600 |
125 |
6 550 |
120 |
5 400 |
|
141 |
57з |
170 |
11 000 |
164 |
9100 |
160 |
8 400 |
155 |
6 900 |
|
154 |
6 |
200 |
13 200 |
193 |
11000 |
185 |
9 800 |
175 |
8 000 |
|
179 |
7 |
275 |
18 000 |
265 |
15 000 |
250 |
13100 |
240 |
. 10 700 |
|
204 |
8 |
365 |
23 500 |
352 |
19 500 |
330 |
17 300 |
315 |
14 200 |
|
229 |
9 |
460 |
30 000 |
440 |
25 000 |
420 |
22 000 |
400 |
18 000 |
|
254 |
10 |
569 |
36 600 |
550 |
30 000 |
520 |
27 000 |
495 |
22 000 |
|
279 |
И |
690 |
44 500 |
660 |
37 000 |
625 |
33 000 |
595 |
27 000 |
|
304 |
12 |
820 |
53 000 |
790 |
44 000 |
740 |
39000 |
700 |
33 000 |
|
329 |
13 |
965 |
62 000 |
930 |
51000 |
880 |
46 000 |
840 |
38 000 |
|
354 |
14 |
1 110 |
72 000 |
і |
070 |
60 000 |
1000, |
53 000 |
950 |
44 000 |
381 |
15 |
1 280 |
82 000 |
і |
230 |
68 000 |
1170 |
60 000 |
1 110 |
49 000 |
407 |
16 |
1 450 |
92 000 |
і |
400 |
76 000 |
1 330 |
68 С00 |
1260 |
56 000 |
432 |
17 |
1640 |
105 000 |
і |
580 |
87 000 |
1 500 |
77 000 |
1 430 • |
63 000 |
457 |
18 |
1840 |
118 000 |
і |
770 |
97 000 |
1 680 |
86 0С0 |
1 600 |
70 000 |
483 |
19 |
2 050 |
132 000 |
і |
970 |
109 000 |
1 880 |
96 000 |
1 780 > |
79 000 |
508 |
20 |
2 280 |
146 000 |
2 |
200 |
120 000 |
2 070 |
106 000 |
1 970 |
87 000 |
[1] Общие сведения
Умение хорошо управлять гидросамолетом на воде при различно складывающейся обстановке на море обеспечивает летчику сохранность гидросамолета и дает ему возможность правильно выполнить необходимый маневр.
Ввиду того что обстановка на море бывает чрезвычайно разнообразной, летчик должен хорошо знать в каждый момент соотношение сил, действующих на гидросамолет в целом и его органы управления, для принятия решения о применении правильного маневра.
Хотя управление гидросамолетом на воде следует в большей части тем же законам, как и управление вполне оснащенным кораблем, но мореплавателю не приходится иметь дело с воз-